Лежат ли ваши деньги в Internet

Лежат ли ваши деньги в Internet?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от "офф-лайновой", внесетевой жизни читателя. Нет сомнения, существуют профессии и отрасли бизнеса, представители которых лучше себя чувствуют вдали от компьютера, и совесть автора в отношении их спокойна, потому что они вряд ли прочтут статью дальше заголовка. Я адресую свое сообщение тем, кого сама идея слияния бизнеса с глобальной компьютерной сетью не оставит равнодушными, чья интуиция предпринимателя подскажет возможное направление мысли, а затем и действия.

Легко догадаться, что в самой Сети бурно растет и развивается литературный жанр, девиз которого - "Как заработать в Интернет?".

С его многочисленными образцами можно ознакомиться, задав любой русскоязычной поисковой машине этот риторический вопрос, или введя ключевое слово "moneys" (его грамматическое уродство порождено корпоративным духом всевозможных "крекеров"; их "filez" и "warez" - фирменный стиль лихого люда виртуального царства). Пойдя по открывшимся в результате отработки запроса тропам, вы найдете множество документов, описывающих пути легкого, хотя и небольшого заработка, где обязательно будут "белые" и "черные" списки спонсоров, советы, как их обмануть, и другие изыски. Вкратце суть дела состоит в следующем.

Если вы - владелец веб-ресурса, вам следует зарегистрироваться на сайте спонсора и затем разместить у себя предложенный им рекламный баннер. За каждый пользовательский клик на этом баннере спонсор обещает вам ,2 - ,9. Когда заработанная таким образом вами сумма достигнет - 0, вы получите по почте банковский чек. Дальше вам предстоит существенно расширить свой кругозор, изучая возможности его обналичивания и холодея от процентов, которые банки берут за эту услугу.

Возможен другой вариант. В последнее время в русскоязычной Сети часто приходится встречать новаторское предложение некоей американской компании. Вам предлагают, опять-таки, зарегистрироваться, получить идентификационный номер и … ждать месяца 3-4. По истечении этого срока вам обещают выслать небольшую программу - приложение к вашему браузеру. Действие ее состоит в следующем: пока вы находитесь в Интернет, в нижней части вашего экрана открыто небольшое дополнительное окно, в котором вам демонстрируют все те же рекламные баннеры. За каждый час работы этой программы в on-line вам причитается ,5.

Как остроумно заметил один из адептов новой инициативы, если в традиционных СМИ деньги рекламодателя распределяются среди громадного штата информационных компаний, то здесь они поступают непосредственному потребителю рекламы, в чем проявляется некая высшая справедливость. Более того, вам обещают по ,1 за каждого участника программы, зарегистрировавшегося через вас, и по ,05 за каждого привлеченного теми, кого вы навербовали.

Таким образом, налицо элементы пирамиды и "сетевого маркетинга" с одной лишь разницей - от вас не требуют денег.

Казалось бы, почему не сыграть на таких условиях? Какие опасности поджидают на обоих направлениях? В первом случае более всего вероятна малоприятная встреча с "черным" перекупщиком услуги.

Некто регистрируется у первичного спонсора, а затем создает собственную веб-страницу, содержащую обещание оплаты кликов.

Если вы попадаетесь на эту удочку, вы просто помогаете оборотистому веб-мастеру заработать на баннерах, размещенных на ваших страницах, после чего его сайт незаметно исчезает и через некоторое время объявляется по другому IP-адресу в слегка измененном виде. Во втором случае видимых опасностей почти не наблюдается, за исключением двух. Первая: компания банально растворяется, забыв заплатить. Вторая: вы оказываетесь в основании пирамиды, в каковом случае ваши доходы будут стремиться к минимуму. Досада на зря потраченное время и собственную доверчивость - вот максимальная мера неудачи таких попыток.

Испробовать ли эти пути? Однозначного ответа (как и собственного опыта) я не имею. Скорее всего, так: если вы в принципе склонны откликаться на объявления типа "Высокооплачиваемая работа для инициативных людей", то почему бы и нет? Я не звоню по таким объявлениям.

Что касается серьезного бизнеса в Интернет, я выделил бы три принципиальных направления: электронная коммерция, рекламная площадка и поиск инвестора.

Электронная коммерция (e-business) PriceWaterhouseCoopers прогнозирует рост объема мирового рынка профессиональных услуг в сфере электронной коммерции в ближайшие 3 года более, чем в два раза: с ,58 млрд. в этом году до 1,79 млрд. в 2002 г. В российском сегменте Интернет (т.н. Рунете) этот показатель в 1998 году достиг только -14 млн. и вряд ли существенно вырос к настоящему моменту (точный анализ затруднен из-за всем известной специфики отечественной финансовой сферы).

Рост электронной коммерции в России сдерживается, в частности, двумя факторами: фактическим отсутствием электронных платежных систем и обвалом рынка ПК в результате кризиса 1998 г.

Однако эти же обстоятельства указывают на наличие громадного неудовлетворенного спроса, что позволяет говорить о перспективности инвестиций в эту сферу.

Электронная коммерция, в свою очередь, включает как создание электронных магазинов, так и то, что называется "business-to-business".

Электронный магазин - очень модная сейчас тема в Рунете. Фонд Евразия даже дает гранты под соответствующие проекты (тоже, кстати, неплохой способ получить стартовый капитал). Поскольку времяпрепровождение в cети чаще всего описывается метафорой "хождения", представим себе и мы, что в электронный магазин можно "зайти", как и в самый обычный.

Попав (по рекламе) на соответствующий сайт, вы "открываете дверь" - нажимаете кнопку "Enter" или ее аналог. Здесь пред вами предстает все богатство предлагаемых товаров в виде электронного каталога. По этому каталогу вы путешествуете со своей "виртуальной корзиной", которую получили при входе (т.е., зарегистрировавшись).

Понравившиеся товары вы отмечаете мышкой, и при каждом вашем переходе в следующую секцию отмеченные пункты остаются в вашей корзине, весело сообщая вам о нарастающей сумме предстоящего платежа.

Впрочем, если у вас начинает портиться настроение, вы всегда можете что-либо исключить из корзины. На выходе вы принимаете окончательное решение и нажимаете соответствующую кнопку.

После этого ваш заказ формируется, обсчитывается, и вам сообщают правила платежа. После улаживания последних формальностей вам остается ждать визита курьера или почтового извещения.

Говорят, во всем мире так бронируют гостиницы и страхуют имущество, платят налоги, покупают билеты на самолет и на концерт, книги, компакт-диски, цветы, пиццу, рождественских индеек и Бог знает что еще. У нас "особенная стать", поэтому расскажу случай из моей жизни. Я набрел на сайт, торгующий компакт-дисками, и среди предложений обнаружил кое-что из раннего Дэвида Боуи, что давно хотел иметь. Цена была слегка выше среднерыночной, но любопытство заставило меня сунуть товар в корзину и вступить в договорные отношения с неведомым поставщиком.

Из предлагавшихся форм оплаты я, естественно, выбрал "наложенным платежом", а из способов доставки - курьера. После этого в течение трех месяцев я периодически получал сообщения с выражением благодарности мне за то, что я воспользовался их услугой, и уверениями в том, что мой заказ обрабатывается внимательнейшим образом. В конце концов, передо мной извинились за то, что заказанного мною товара не оказалось на складе, и предложили одну из трех опций: а) изменить заказ, б) заявить о желании дожидаться исполнения именно этого заказа и в) отменить заказ.

Последний вариант требовал всего-навсего не отвечать на это письмо, поэтому я выбрал его. И не жалею, поскольку вскоре набрел на злосчастный альбом во вполне осязаемом физическом магазине по заметно более выгодной цене. Кто-то мне потом говорил, что сайт прекратил существование.

Может показаться, что я сею скепсис в отношении электронных магазинов, но это не так. Я считаю, что за ними будущее отечественной торговли. Хотя бы потому, что на 5/6 земной поверхности оно уже настоящее.

Поэтому, если вы склоняетесь к открытию собственного электронного магазина, то прежде чем выбирать технологию его исполнения, подрядчика и место размещения, полезно было бы, на мой взгляд, дать себе ответы на следующие вопросы.

· Уверены ли вы, что ваш товар или услуга найдет своего потребителя именно среди специфической аудитории Интернет?

· Как вы собираетесь получать деньги от покупателей в условиях, когда редкая птица к востоку от Днепра может похвастать кредитной карточкой, а торговать за наличные куда сподручнее с лотка на какой-нибудь "Горбушке"?

Как вы собираетесь организовать доставку товара, особенно если покупатель не ваш земляк?

Как вы понимаете, все это требует хорошего маркетинга и пристального изучения опыта компаний, успешно торгующих в Интернет. Даст Бог, когда-нибудь напишу и об этом.

Все, что касается электронной коммерции "business-to-business", также пока остается в основном заморской диковиной. Речь идет об улаживании средствами Сети товарно-денежных отношений между "юридическими лицами". Задача, в чем-то более легкая, чем электронный магазин, но в чем-то и более сложная. Так, например, к проблеме денежных транзакций здесь добавляется проблема "безопасности доступа" к деловой информации, а проще говоря - шифрования данных. По существующему законодательству, вы не можете пользоваться криптографическими средствами без лицензии ФАПСИ, а чтобы ее получить, вы, конечно, так или иначе должны будете открыть им ключ. А вам это надо, чтобы кто-то был в курсе того, как, например, вы строите свои отношения с каждым из ваших дилеров?

Одним словом, в России все готово к бурному росту и расцвету электронной коммерции. И все это состоится, как только наши законодатели решат две проблемы: публичного использования криптографических средств и юридического признания электронной подписи.

А пока, уважаемый читатель, вам как деловому человеку предстоит решить: не стоит ли на всякий случай, на будущее, инвестировать кое-что в новую отрасль. Если можно так сказать, занять место под еще не взошедшим солнцем.

Ведь мы с вами разумные люди и понимаем, что, когда бум уже станет реальностью, ваши издержки в новом бизнесе будут на порядок выше.

Объявленные в последней публикации творческие планы были приятно скорректированы многочисленными декабрьскими мероприятиями, объединенными темой электронной коммерции и вообще бизнеса в интернете. По крайней мере, две конференции были организованы PricewaterhouseCoopers, одна - Ассоциацией документальной электросвязи.

И, наконец, 15 - 17 декабря состоялась регулярная конференция "Интернет-маркетинг'99" (организатор - Центр информационных технологий), прошлое посещение которой дало автору этих строк материал на целую серию статей.

Рискну предположить, что столь организованное движение в одном направлении означает две вещи. Первое: тема онлайнового бизнеса стала-таки "хитом сезона". Второе: этот рынок уже не ждет прихода "больших инвесторов" - они здесь. Некоторые из них уже сделали свои покупки, но их партнеры молчат до поры, связанные NDA.

Другие оглядываются в поиске проектов, которые покажутся им эффективными. Разогрев рынка начинается…

Но, прежде всего, необходимо разобраться с терминами. В последней статье я использовал "электронный бизнес" и "электронную коммерцию" как синонимы. На самом деле, это не совсем так.

PricewaterhouseCoopers и Hewlett-Packard согласны в том, что эти понятия включаются в более общее - "электронное обслуживание" (e-services), объединяющее весь массив платных услуг, оказываемых через Сеть. При этом если электронная коммерция включает все формы онлайновых продаж, то электронный бизнес охватывает целостную цепочку "добавления стоимости" от поставщика к потребителю. Деление понятий, о котором мы говорили ранее - business-to-business и business-to-consumer - совпадает с этим лишь отчасти и, на самом деле, имеет иное основание: говоря по-русски, работа с "юрлицом" или "частником".

Электронный бизнес предполагает перенесение в Сеть целостного бизнес-процесса: с бэк-офисом, системой платежей и системой взаимодействия с поставщиками/дилерами. Если простой Интернет-магазин вы можете надстроить над существующим оффлайновым бизнесом (складом, службой доставки, бухгалтерией, да и физическим магазином) и стать, тем самым, участником электронной коммерции, то e-business - это та стадия развития, которая должна позволить вам и вашему потребителю совершить все бизнес-операции, не выходя из сети. Так, компания Toyota предлагает посетителям своего сайта виртуально "скомплектовать" свой автомобиль, тут же сделать заказ и оплатить его.

Пример с Cisco Systems, что называется, кочует от доклада к докладу, от публикации к публикации. Компания, прославившаяся сетевым оборудованием собственного производства, не только отказалась от торговой надстройки, как это сделали другие "брэнды" - например, Compaq и Hewlett-Packard. На "аутсорсинг" были переданы и производственные функции, и многое другое. За компанией остались лишь торговая марка, маркетинг, обратная связь с потребителями в процессе разработки технического дизайна моделей и управление сетью партнеров и дилеров.

Легко догадаться, что большую часть этих задач Cisco Systems решает при помощи своего сайта. Оборот сайта http://www.cco.com составляет $ 3,3 млрд., или более 80% от объема заказов, получаемых компанией. Даже не имея точных цифр, можно предположить, на сколько порядков все это снижает ее затраты.

Переход на стадию электронного обслуживания предполагает дальнейшую перестройку бизнес-окружения. Если электронный бизнес все же означает продажу товаров или услуг от определенной компании, то ЭО осуществляется силами интегрированного пула поставщиков. Так, заказ тура в online (travel booking) предполагает участие в единой электронной системе обработки заказов и платежей авиакомпаний, гостиниц, фирм "rent-a-car" и др.

Идеи ясны. Перспективы ясны отчасти, с учетом постоянно снижающейся стоимости "железа" и программных разработок. Мы на пороге того дня, когда делать бизнес в Интернет станет очевидно выгоднее, чем вне его.

И все же сегодняшний день электронного бизнеса нас радует не в такой степени, как прогнозы.

Да, мир уже торгует через глобальную сеть. Оборот электронной коммерции в уходящем году оценивается в $ 95 млрд. Доля России составляет здесь менее 0,05%, причем распределяется она следующим образом: на сектор business-to-business приходится $ 40 млн., тогда как торговля с конечным потребителем “оборачивает” лишь $ 1млн. 22% пользователей Интернет хотели бы внедрить системы электронной коммерции на своих предприятиях. В качестве препятствий называется следующее: отсутствие решений руководства (9%), отсутствие денег (6%, для малых предприятий это значение составляет 4% (!)), отсутствие потребности (17%, малые предприятия - 31%), неэффективность (3%, МП - 6%) (данные Algorithm Group).

Цифры парадоксальны: малый бизнес, тяжелая доля которого еще ждет своего Некрасова, не идет в e-business не от безденежья (или, по крайней мере, не признается в этой причине), а от отсутствия экономической мотивации. Интерпретация, которая лежит на поверхности, касается все тех же 1,9 млн. (по оптимистическим оценкам РОЦИТ) пользователей российской части Сети. Учитывая, что 36 млн. человек хотели бы стать пользователями Интернет, становится ясным, что в нашей стране “не вызрел” даже рынок ISP, тогда как понятно, что электронная реклама и электронная коммерция заработают в полную силу, только когда “бум подключения” будет позади. Некоторые эксперты считают, что нам еще предстоит стать свидетелями глубоких структурных сдвигов в секторе продажи доступа.

Есть попытки подойти к определению природы электронного бизнеса, отталкиваясь от такого явления, как ERP. В этой схеме Интернет вторичен - и логически, и исторически. Сначала - на Западе - были внедрены ERP-системы, методология (но не технология) которых остается неизменной по сей день. Отсутствие глобальной сети компенсировалось системами электронного документооборота (EDI), связывающими удаленные офисы одной компании или даже нескольких компаний-партнеров. Таким образом, логика, которая реализуется в современном электронном бизнесе на веб-основе, уже сформирована на базе технологий предшествующего поколения.

Пришествие World Wide Web превратило ERP в “интранет”, а EDI - в “экстранет” предприятий, но процессы в рамках компании и между ближайшими партнерами уже достаточно стандартизованы, формализованы и документированы. Можно сказать, что в этой области существуют свои традиции и своя культура. Технологическое единство внутренней и внешней сети предприятия - идеальная среда для “интернетизации” бизнеса, который структурно уже готов к этому.

Интернет в России… хочется сказать: больше, чем интернет, но, к сожалению, не получается. Отсутствие деловых традиций и бизнес-культуры накладывается на значительно более короткую технологическую историю. Интернет как бы “падает с неба” (с его западной части), и начинаются лихорадочные разговоры про электронный бизнес на фоне азиатской дикости бизнеса оффлайнового.

Это весьма напоминает советскую историю: по теории Маркса выходило, что социализм должен прийти как следствие предельной буржуазной индустриализации, а мы сначала делаем социалистическую революцию, а потом вымучиваем “социалистическую индустриализацию”. Теперь не знаем, что со всем этим делать… Но это, действительно, другая история. Хотя тоже про конфликт формы и содержания.

Но что это мы снова впадаем в космополитизм? Ведь я забыл назвать еще одну цифру из достойных доверия данных PricewaterhouseCoopers: только 7% бизнес-сайтов в США имеют связь с бэк-офисом компании. Таким образом, даже в продвинутой части планеты развитие электронного бизнеса носит пока “очаговый” характер. Затраты различных отраслей на IT распределяются следующим образом: финансовые компании тратят на это 7,17% своего оборота, телекоммуникационные - 6%, медиа - 4%, и замыкает четверку щедрых… медицина. Что же касается традиционных предметов Интернет-коммерции - книг и компакт-дисков, - по некоторым прогнозам, в ближайшем будущем они уступят место лидера on-line-продаж индустрии путешествий.

Тем не менее, большинство экспертов сходятся в том, что e-business как явление полезен прежде всего своей способностью снижать затраты компаний, особенно непродуктивные. Сейчас много говорят об e-procurement (читатель, наверное, уже тихо ненавидит автора, но автор не виноват) - электронном снабжении. Как все мы понимаем, это разновидность business-to-business. Так, согласно утверждениям специалистов Compaq Computers, электронное снабжение предприятий вычислительной, офисной техникой и связанными с нею расходными материалами позволяет корпоративному потребителю значительно снизить затраты на ремонт, обслуживание и эксплуатацию за счет централизации, автоматизации и оптимизации закупок.

Итак, выстраивается неоднозначная, но интересная картина.

Электронный бизнес как отрасль пока пребывает в блаженном состоянии эмбриона, медленно выползающего из питательного бульона стратегических инвестиций. Мало кто точно знает, что это такое, еще меньше субъектов деловой сферы морально готовы инвестировать туда собственные активы, но все участвуют в обсуждении и строят прогнозы.

Кстати, по прогнозу Gartner Group, в 2001 году 15-30% компаний могут существенно снизить свою конкурентоспособность из-за недооценки электронного бизнеса, а к концу года для 5% компаний такая недальновидность может обернуться полным сворачиванием своего дела.

Один из западных авторов остроумно сравнил отношения бизнесменов и Интернет с… подростковым сексом: “На самом деле этим занимаются немногие и из рук вон плохо”. Теперь мы знаем, что у нас осталось два года, чтобы повзрослеть.

Сайт создан в системе uCoz